- Что такое «бизнес-план» и для чего он разрабатывается?
- Какие основные аспекты бизнеса он отражает?
- Какие типичные ошибки встречаются при его составлении?
Бизнес-план – это документ, отражающий состояние бизнеса на текущий момент и в перспективе, а именно: истинный доход предприятия, его реальные издержки, расходы и возможности, а также поставленные цели и задачи на будущее.
В каких случаях разрабатывается бизнес-план?
Согласно существующей в Узбекистане практике, основными ситуациями, требующими составления бизнес-плана, являются следующие.
• Подготовка кредитных заявок существующими и вновь создаваемыми предприятиями на получение кредитов в коммерческих банках.
• Подготовка лизинговых заявок существующими и вновь создаваемыми предприятиями на получение лизинга.
• Привлечение сторонних — как частных, так и коммерческих — инвестиций для организации нового бизнеса, либо для развития действующего предприятия.
• Обоснование предложений по приватизации предприятий государственной собственности.
• Выбор экономически выгодных направлений и способов достижения положительных финансовых результатов предприятия.
• В качестве внутреннего документа компании, в котором регулярно прослеживается текущая деятельность и состояние предприятия.
Основные аспекты, учитываемые при составлении бизнес-плана
• Конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках.
• Долгосрочные и краткосрочные цели фирмы, стратегия и тактика их достижения.
• Определение перечня, а также показателей товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценка производственных и торговых издержек по их формированию и реализации.
• Выявление соответствия имеющихся кадров фирмы.
• Состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта.
• Оценка финансового положения фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей.
• Определение возможных трудностей, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
Сегодня открыть новый бизнес, либо поднять на высоту уже существующий, практически невозможно без тщательно разработанного плана вашего бизнеса. Грамотно изложенный в нем материал в виде таблиц и графиков, расчетов и пояснений поможет избежать ряда ошибок в бизнесе и сделать его успешным.
Часто встречающиеся ошибки, допускаемые предпринимателем при самостоятельной разработке бизнес-плана:
• Личное отношение предпринимателя к бизнес-плану.
• Шаблонизация.
• Знание/незнание.
• Приоритеты.
• Слабый маркетинг.
• Ложная информация (неправильная информация).
Личное отношение предпринимателя к бизнес-плану
Первой и, пожалуй, главной ошибкой многих предпринимателей при разработке бизнес-плана, является личное отношение к данному документу. Практически всегда предприниматель воспринимает бизнес-план как незначительный, а порой и вовсе ненужный документ, который необходим только в исключительных случаях, например, для получения заемных средств, лизинга и т.д.
Терапия
Как показывает мировая практика, осознание важности компании для бизнес-плана, будь то на организацию нового или расширение действующего бизнеса, прямо пропорционально бизнес-образованности предпринимателя, деловому опыту и росту компании. Незря во многих зарубежных компаниях открыты отделы по бизнес-планированию. Ни один потенциальный инвестор не станет рассматривать возможность финансирования вашей идеи без убедительного бизнес-плана. Вывод напрашивается сам: хочешь быть успешным – повышай свой уровень бизнес-образования.
Шаблонизация
Данная ошибка напрямую исходит из первой - "Личное отношение". Очень часто приходится слышать от клиентов: "Бизнес-план? Да поставьте наши цифры в шаблон, и бизнес-план готов". Но это далеко не так. Бизнес-план — это не просто некогда ранее написанный шаблонный документ, куда достаточно поставить свои цифры, и можно смело идти с ним в банк. Такой «горе-документ» «раскусит» даже малоопытный специалист по кредитам.
Терапия
Необходимо понимать, что каждый бизнес-план – это уникальный документ. И даже при схожем оглавлении (содержании), информация каждого пункта будет сильно разниться. Сравним, например, бизнес-планы организации лимонария и выращивания картофеля. Оба проекта относятся к аграрному хозяйству, т.е. схожи, но по сути отображаемой информации они отличаются друг от друга. Так, для организации лимонария желательно использование теплиц, а картофель выращивается на открытом воздухе. В лимонарии собирают урожай в виде "вершков", а у картофеля урожай - "корешки". Урожай с 1 м2 используемой земли тоже разный, как и разный период роста, разный способ хранения и т.д. Следует помнить, что не бывает абсолютно одинаковых предприятий, в каждой компании свои законы, свои методы работы, свой определенный коллектив. Поэтому и бизнес-план также должен быть индивидуальным, отражающим только ваш бизнес.
Знание/незнание
Личное отношение вы изменили, поняли, что бизнес-план, хоть и имеет определенную похожую структуру, тем не менее несет в себе индивидуальную информацию. Теперь стоит задача, как правильно и грамотно его написать.
Терапия
В зависимости от проекта, структура бизнес-плана может отличаться. Сравним, к примеру, бизнес-планы - на открытие небольшой парикмахерской, пополнение оборотных средств оптового предприятия и на организацию крупного предприятия по производству самолетов "Boеing". Эти три бизнес-плана будут отличаться друг от друга структурой, подходом к составлению, масштабностью. Из приведенных выше примеров можно выделить три основных направления разработки бизнес-планов. Это: услуги, торговля, производство.
Любой, бизнес-план практически включает следующие пункты: резюме проекта, инициатор проекта, описание продукта/услуг, рынок и маркетинг, технология/производство, издержки предприятия, трудовые ресурсы, финансовый план, риски и гарантии.
Приоритеты
Разобравшись с тем, какая информация должна быть отражена в бизнес-плане, предприниматель обычно делает упор на первые два пункта бизнес-плана, полагая, что этого вполне достаточно, чтобы доказать кредитору состоятельность своего проекта/идеи. Зачастую этим пунктом становится финансовый план, в котором предприниматель приводит расчеты прибыльности своей идеи. Тем не менее, этого недостаточно для кредитора.
Терапия
В бизнес-плане важны все пункты, каждый его раздел несет для кредитора определенную информацию, которая в совокупности создает полную картину вашего проекта.
Слабый маркетинг
Любой бизнес, будь то производство, сфера услуг или торговля, можно показать на бумаге прибыльным и перспективным. Это возможно, но при условии, что на рынке вам нет конкурентов, ваш товар пользуется бешеным спросом, поставщики быстро и оперативно снабжают вас необходимым сырьем и материалами, а государство не требует от вас выплаты налогов, а даже наоборот — всячески помогает.
Терапия
Маркетинг в бизнес-планировании можно выделить отдельным
пунктом. В первую очередь, необходимо доказать заинтересованность потребителя вашим продуктом/услугой на рынке и (желательно) предоставить кредитору документы, подтверждающие спрос на данный товар/услугу. Это могут быть договора намерения на приобретение вашего товара, информация, подтверждающая его конкурентоспособность (конкурентное сравнение цен, отражающее низкую стоимость вашего товара/услуги).
Продвижение
Немаловажным пунктом является и то, как вы намерены продвигать, рекламировать свой товар/услугу. Например, вы запустили производство колбасных изделий. Естественно, реклама колбасы будет нелепо выглядеть на страницах женского журнала или же в виде рекламных плакатов в молодежном
кафе. Зачастую покупатель определяет свой выбор между похожими продуктами уже на месте, в данном случае – в магазине. Естественно, в этом случае удачная реклама вашей продукции на месте продаж вызовет больший интерес у покупателя.
Ложная информация
Не последняя по важности ошибка, когда предприниматель использует в разработке бизнес-плана неправильную, а иногда заведомо ложную информацию с целью улучшения показателей проекта. Например, специально занижают стоимость сырья, использованного для производства продукта, чтобы снизить себестоимость, а соответственно, и конечную стоимость продукта.
Терапия
Этого надо избегать, поскольку каждую информацию, каждую цифру надо еще доказывать. Кредитор обязательно попросит документы, подтверждающие стоимость используемых компонентов и сырья. Необходимо реально смотреть на ситуацию, быть честным не только с кредитором, но и с самим собой.
Ханмурзин Дамир
Журнал "Бизнес Консультант" №4-5 (6) 2010
< Предыдущая |
---|
ГОТОВЫЕ БИЗНЕС ПЛАНЫ
- БИЗНЕС ПЛАН - Производство Ваты медицинской гигроскопической, Марли и Бинтов марлевых медицинских
- БИЗНЕС ПЛАН - Производство Марли медицинской и Бинтов марлевых медицинских КАЗАХСТАН
- БИЗНЕС ПЛАН Организация АГНКС УЗБЕКИСТАН
- БИЗНЕС ПЛАН - Организация АГНКС РОССИЯ
- БИЗНЕС ПЛАН - Производство Растительного масла
ENGLISH VERSION
ВХОД В СИСТЕМУ
НАШИ КЛИЕНТЫ
НОВОСТИ КОМПАНИИ
- 1